Велотур до глубочайшей точки Байкала

велотуризм, велотур, Байкал, на велосипеде

Велопутешественники из России и Казахстана в марте побывали над самым глубоким местом озера Байкал –1642 м. Кроме военных топографов, там никто и никогда не был. А до недавнего времени – и не знал, так как исследования значились под грифом «секретно» почти 20 лет.

Между тем, это яркая достопримечательность глубочайшего озера в мире. Здесь, на границе Иркутской области и Республики Бурятия, Евразийский материк медленно разламывается надвое. Озеро считается зародышем пятого океана, и уже сейчас  глубина тектонического разлома сравнима с Марианской впадиной.

f9c780a06740

Фото предоставлено П. Шерстянкиным, участником команды проекта INTAS 99-1669 (2006)

12 дней по льду и снегу

Для нас главной целью путешествия был выход на проекцию самого глубокого места Байкала. Однако накануне Юрий Усов, начальник метеостанции “Узур”, со ссылкой на карты гидрологов безапелляционно заявил, что глубины 1642 м на Байкале как таковой не существует. А есть 1637 м и совсем в другом месте, куда гиды и возят иностранных туристов.

Хорошо, что была сотовая связь и интернет. Полночи я искал подтверждение и нашёл на английском языке. Заодно  составил сводку измерений дна озера Байкал.

В 2002 г. глубина 1642 м подтверждена совместным бельгийско-испанско-российским проектом INTAS

3342f890770a

Начальник метеостанции поверил нам лишь после того, как мы совершили выход на легендарную точку, где кроме военных географов до нас ранее никто не был!

Установлению нового байкальского достижения предшествовала неделя подготовки по преодолению озерного льда по снегу. Началось это уже в Листвянке. По торной дороге, накатанной квадроциклами, удалось проехать лишь несколько километров. А потом начались торосы. Запорошенный след любой техники мы считаем за счастье.

b030730507f5По занесённому следу трэкола до кордона на мысе Кадильном мы добрались уже при свете Луны.

Лесник и его жена меня не вспомнили – всё-таки немало лет минуло. Но я так ярко рассказал о своих прошлых встречах с ними, что сердобольные люди вынуждены были нас приютить.2b78fd0fe63e

Хозяйка рукодельничает, и ребята кое-что у неё прикупили – надо же было как-то отблагодарить за гостеприимство.a22398b7de25

Ближе к Голоустному дорога постепенно стала лучше – начались турбазы. И последние 10 км мы уверенно ехали.

До Бугульдейки тоже шли два дня – вместо одного запланированного. 080dad2bdda8

По дороге встретили Джонни (Jonathan Mutch), английского велопутешественника. Ему 47 лет, он директор и учредитель фирмы, предоставляющей услуги экспедиционной авиации.

Здесь на Байкале Джонни, как и мы, никак не ожидал такого количества снега. Вот уже 17 дней он с большим трудом катит свой велосипед от самого Северобайкальска.

Ночевали в бухте Песчаной. Места в доме на метеостанции оказались заняты обогнавшими нас на “Хиусе” поляками, и мы притулились в… бане.

Следующий день – тоже пеший. Прошли 30 км из 43.

1bb0d0d53248Очень мне пригодились одноразовые бахилы, которые перед походом я пошил на скорую руку – по типу медицинских. Эта простенькая обувка выдержала весь поход, прекрасно утепляя ботинки и защищая их от влаги и жесткого снега.7c7141288cb9

Первые три дня похода нам дались очень трудно. Но никто не роптал. Ведь еще одной целью похода была подготовка казахстанского участника к покорению озера Балхаш, на котором чистого льда тоже нет. Так что Анатолия это вполне устраивало. Я – терпел, поскольку сам пригласил казахстанца в это тренировочное для него путешествие.  Ростовчанин Георгий, будучи физически тренированным лучше остальных (велосипедный марафонец, участник 1200-килоометровой велогонки Париж-Брест-Париж), вроде бы вообще не уставал. А вот Володя решил вернуться домой.

Переночевав на турбазе в Бугульдейке и устав бороздить снежную целину, мы решили сушей добраться до Еланцев.

По пути завернули в Бугульдейский мраморный карьер и не разочаровались. Месторождение имеет глубину 200 м и тянется на десятки километров. Мрамору 2 млрд лет, он ровесник зарождения жизни на Земле и намного старше Байкала.

В Еланцах мы переночевали у Валентина Хагдаева – моего давнего знакомого-шамана. 2546b870ca60Через долину реки Анги вновь выехали на байкальский лёд и сделали сэлфи с “Императором” этой местности.

Лавируя среди снежных наносов, кое-как выбрались подальше от берега (там лед чище)  и благополучно добрались до Ольхонских ворот. Это пролив, который плавно перетекает в Малое Море.

Пообедав в Сахюрте, мы выбрались на ледовую переправу и финишировали в Хужире с результатом 110 км за день! Для нынешнего “снежного” похода это рекорд.4dc2c1456c52

206786caca95

По пути заехали на остров Огой поклониться буддийской ступе.

На Огое нас перехватывает иркутянин Андрей. Уже 8-й день он пробивается сквозь снег, как тот англичанин. Но на бюджетном велосипеде с санками из жестяного тазика. С проскальзыванием не шипованных покрышек путешественник борется, обметая снег с них… малярной щеткой. Как ни странно, это помогает.

Наградой за пробег нам стали красивые ландшафты, сытный ужин, общение с друзьями и баня!

Очередной день едем по отлично прокатанной ледовой дороге до северной конечности острова Ольхон – мыса Хобой.

Преодолев торосовое поле и немного поплутав, мы выбрались на торный след к метеостанции “Узур”. Здесь и заночевали.

b5fcd36a6734

Утро. К самому глубокому месту Байкала добраться оказалось непросто. Сначала выкарабкались из прибрежных торосов.  Потом несколько километров шли не по пути, но зато по прокатанному следу.

После взяли азимут на нужную точку и тропили снег: Георгий крутил впереди, я каким-то чудом умудрялся попадать в его след, а Анатолий, особо не мудрствуя, шёл пешком. Не заметили, как пересекли границу Бурятии.

Мы на месте!

В голове стихийно рождается лозунг экспедиции: ОТКРЫВАЕМ МИР ЗАНОВО! Странно, что не придумалось раньше – ведь это суть всех моих походов.d716f76573fb

Обратный путь

Над самым глубоким местом Байкала отдыхаем впрок.

Далее у нас два варианта: 1) вернуться обратно по своему следу, 2) выбираться на восточный берег, до которого 22 км.

Второй вариант короче, хотя очевидно сложнее. Однако, несмотря на 20-градусный мороз, все почему-то выбирают именно его. На берег мы вышли глубокой ночью, ориентируясь по звёздам.

От усталости и однообразия Анатолий часто засыпал, облокотившись на велосипед. Понимая, что это добром не кончится, для профилактики наш товарищ периодически жевал… скотч.
ea874866d614

По лаю собак вышли на какую-то турбазу, где нас приютил местный сторож. Вот так закончился этот героический день

Далее было проще: до Усть-Баргузина добираемся по трассе.

847efdd646d2Поутру  мы с Георгием поехали купаться в термальном источнике бухты Змеёвая Чивыркуйского залива. Неофициальное название залива – Венецианский, а местных достопримечательностей – Чивыркуйская сказка.
d603f3020aef 11558f5b5c9b

По дороге к нам прицепилась собака. Она пробежала с нами более 120 км за скромную еду и скупую ласку. Бывало, что замученный колдобинами, я не поспевал за дворнягой, и она терпеливо поджидала меня на обочине. Кто я ей, и кто она мне? Воспитанная человеком, собака, похоже, усвоила и наши социальные нормы поведения.
c9d2ded5e0f4

На кордоне нацпарка Монахово мы неожиданно встретились с начальником метеостанции “Узур” Ю. Усовым: “Ну как, добрались до самой глубокой точки?” Я показал ему копии документов и наши фотографии с флагами. Надеюсь, что теперь иностранцев будут возить в правильное место.

Вот и всё: экспедиция окончена 18 марта 2017 года в 15:00!

f402decbdc78

Сейчас, сидя у компьютера в теплой квартире, всё кажется далёким, будто из другой жизни: бескрайние поля торосов, белый снег –  чёрный лёд, мороз и неописуемые красоты. И я снова тоскую по байкальским пейзажам, проживающим там людям и милым домашним животным.

Автор статьи и фото: @vladimir-chernikov / Владимир Черников, г.Красноярск.

Видео Георгия Солодовникова.

Группа о Байкале

3 комментария
  1. […] из Экибастуза, с которым мы совсем недавно покоряли самое глубокое место Байкала, я пригласил его принять участие в моих поисках центра […]

2. […] Велотур до глубочайшей точки Байкала […]

НАПИШИТЕ НАМ

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с Вами в ближайшее время. Спасибо!